Сайт о правильных сайтах




Статья 6. Дети и Интернет

Семья в Сети

Компьютеры и Интернет стали неотъемлемым фактором существования не только взрослого общества, но и детей. Интернет является прекрасным инструментом обучения, развития, развлечения, а также знакомства с опытом других людей. Сеть предлагает детям образовательный и полезный опыт, и потому правильное его использование может улучшить их успеваемость в школе. Учеба и школе сопряжена с резким возрастанием умственных нагрузок, сменой коллектива, необходимостью устанавливать контакты с одноклассниками и учителями. Много полезной информации обо всем этом можно найти па сайте для нижегородских родителей (www.nnmama.ru). В частности, в разделе «Статьи» есть материалы с говорящими названиями: "Кризис 7 лет" и "Особенности периода младшего школьного возраста". В них молодым родителям разъяснят мотивы тех или иных поступков их детей, подскажут способы интеллектуального и личностного развития. Стоит обратить внимание на статью «Страхи у детей от 7 до 11 лет». Оказывается, очень распространен "страх опоздания в школу". Чем не повод объяснить ребенку, что пропустить 10 минут урока по уважительной, естественно, причине – вовсе не стыдно?

Имеются тут и статьи о том, как успешно пройти школьное собеседование, какие книги приобрести для семенного чтения и развития творческого мышления чада. Поднимаются даже правовые вопросы, в частности о пособиях на ребенка и льготах многодетным семьям. Ознакомиться с этой информацией лишним точно не будет. Много интересного по воспитанию детей разного возраста можно найти на сайте "Наши дети" (www.rusdeti.ru) в православном журнале для родителей.

Для самых маленьких детей, а также их родителей предназначен добрый, милый и всеобъемлющий ресурс (www.ladushki.ru). Анимированные народные сказки, снабженные замечательными иллюстрациями, стихи-потешки, пословицы, колыбельные, развивающие игры, задачки на смекалку... И все это в простом, но очаровательном дизайне. Родители дошкольников наверняка будут в восторге! Из аналогичных сайтов отмечу "Теремок" (www.teremoc.ru), который особенно приятен тем, что обновления всегда размещаются на видном месте, благодаря чему свежие материалы не ускользнут от внимания. А полезного тут много. Выделить хочется в первую очередь загадки и ребусы, а также умиротворяющую галерею детских рисунков. Кстати, те, кого интересуют развивающие детские игры, могут заглянуть по ссылке http://happy-year.narod.ru/interesno/igry/children.

Много полезной информации, практически по каждой ссылке, можно найти на сайте "Первое сентября" (www.1september.ru). На официальной странице газеты "Русский язык", не смотря даже на то, что тексты печатного издания появляются в Сети спустя только год после публикации, сотни статей, посвященных развитию речи, шлифовке стиля, а также помогающих детям безупречно изучить орфографию, пунктуацию, синтаксис и грамматику «великого и могучего». Так что если нужно уточнить тот или иной момент, касающийся литературной части текстов, стоит открыть не только gramota.ru, по и виртуальное представительство газеты "Русский язык".

Для тех, кто испытывает проблемы с письменной передачей мысли, что часто случается у младших школьников и не только, существует "Справочная служба русского языка" (www.rusyaz.ru). Первое впечатление она производит не самое лучшее – из-за обилия рекламы платных лингвистических услуг, но если копнуть глубже... Правила орфографии и пунктуации изложены четко, понятно, с наглядными примерами, которые позволяют без особого труда обучить даже ребенка, не склонного к гуманитарным наукам. Из любопытного отметим правила дореволюционной орфографии, читать которые забавно и полезно для общего развития.

Без ложной скромности хочу порекомендовать мой ресурс – Великая Отечественная война (http://otvoyna.ru), проект может быть полезен при изучении истории России как школьникам средних и старших классов, так и студентам начальных курсов. На сайте опубликованы воспоминания участников ВОВ, детей военного времени, и многое другое интересное и полезное для написания сочинений и рефератов.

Наверняка заинтересует школьников любых возрастов и ресурс "Пятерок.Нет" (www.5-ok.net). Буквально каждый его уголок пестрит необходимой в учебе информацией. В разделе «Краткие содержания», к примеру, нерадивый ученик, не успевший или не пожелавший прочесть определенное произведение, сможет ознакомиться с описанием сюжета и его ключевых моментов, чтобы не попасть впросак при ответе. Отметим, что фабул произведений здесь порядка ста – от Федора Абрамова до Михаила Шолохова, вся классика отечественной литературы. Раздел "Готовые домашние задания" – манна небесная для школьников, которым скучно подставлять числа в формулы и самостоятельно выводить ответы. Тут есть решения всех задач из основных учебников по алгебре, используемых в школьных программах. Для их просмотра достаточно скачать файл в формате PDF или DjVu. Короче говоря, "Пятерок.Нет" – это универсальный ресурс для любого ученика средней школы, и, вопреки распространенному мнению, несет он пользу, а не вред. Тот, кто не хочет учиться, без этого сайта не только не будет выполнять домашних заданий самостоятельно, но и вряд ли преуспеет в поиске материалов для сдувания. А так – все централизованно, в одном месте, просто и удобно.

Для школьников средних и старших классов подойдет белорусский сайт Mozg.by (http://mozg.by). Несмотря на то, что в его материалах наблюдается некоторый уклон в сторону системы образования страны, на домене которой расположен ресурс, тут порядочно и «интернациональных» полезностей. Например, статьи о том, как выбрать профессию, какие качества нужны для жизненного успеха, что почитать будущим предпринимателям и что сулит та или иная научная степень. Или вот задания по биологии, географии, информатике, математике, физике, истории, русскому языку – причем, подчас весьма нестандартные, способствующие развитию логического мышления. Знаете ли вы, скажем, этимологию слов "мартен", "сандвич", "рентген", "июль", "першинг", "магнолия"? То-то же! Безусловно, полезно самостоятельно ознакомиться со столь интересным сайтом.

Занятным и увлекательным для многих будет чтение развлекательного портала о школьной жизни (pro-school.com.ua). Что такое ICQ? Как избавиться от беды всех подростков – прыщей и угрей? Как уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий? Какие сладкие напитки подростковому организму не навредят, а какие лучше не покупать? Иными словами, советы на все случаи жизни. Кроме того, здесь есть занятные общетематические материалы о жизни звезд эстрады, фотографии с конкурсов юных моделей, обширная энциклопедия распространенных детских болезней, советы на самые разные темы, в том числе личной жизни. Такая своеобразная энциклопедия для подростков. Отдельно отметим простой, но симпатичный дизайн и богатые иллюстрации к каждой статье, не позволяющие соскучиться при долгом чтении. Из негатива – сайт обновляется даже летом, но все-таки происходит это слишком редко. Интересных материалов не так много, как хотелось бы. Будем надеяться, что создатели ресурса проявят большую активность в этом направлении.

Многих может заинтересовать сайт kinder.ru – каталог детских ресурсов. Есть разделы: "Увлечения и отдых", "Знакомство и общение", "Природа", "Искусство и культура", "Компьютеры и Интернет" и др. И напоследок, отмечу занимательный сайт для школьников "5+" (http://5plus.ru). Он, безусловно, отдает любительщиной, как в дизайне, так и в техническом оформлении, а его чтение вряд ли поможет ребенку в развитии. Тем не менее, и здесь есть полезные вещи, например актуальные советы по выстраиванию взаимоотношений с одноклассниками, выработке в себе лидерских качеств и многое другое. Конечно, в идеале эти психологические подсказки должны исходить от заботливых родителей, но они же вечно заняты...

К сожалению, все чаще психологи и педагоги говорят о негативном влиянии Интернета на эмоциональное, физическое и психологическое здоровье школьников и сходятся на мысли, что Сеть в большей степени отвлекает школьников, чем помогает им учиться. Так что же для ребёнка Интернет и компьютеры – зло? Путешествуя по просторам Всемирной паутины, современные дети рискуют посетить нежелательные сайты, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми, преимущественно, при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. А все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. 50% детей выходят в Интернет одни. Любопытная детская природа может завести их на сайты расистского, дискриминационного, сексуального, насильственного содержания или на сайты, содержащие материалы, побуждающие ребенка к действиям, которые могут поставить под угрозу его психологическое или физическое здоровье.

Электронные письма, форумы или чаты могут убедить, обмануть или даже принудить детей к совершению какого-то преступления как в рамках Интернета, так и вне его. Обычно администрация школы, намного чаще, чем родители использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростками Интернетом, поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью проделывают дома, ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу. Конкретные данные указывают на факт, что только в возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета. Большинство из них выходит в Сеть из дома и самыми частыми их занятиями являются браузинг, чаты и онлайновые игры.

Что же плохого может приключиться с вашим ребенком, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине? Ряд сайтов содержит оскорбляющий, аморальный контент. Речь идет не только о порнографии. Помимо этого существуют сайты, посвященные пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение наркотиками, алкоголем, курением и другими опасными вещами. Серьезная угроза начинается тогда, когда подростки собираются на реальную встречу со своими онлайновыми друзьями. Даже в тех интернетовских сообществах, которые регулируются ведущим, вряд ли можно что-то сделать, если взрослые притворяются подростками, чтобы снискать расположение молодых людей. Если злоумышленник не применяет такую маскировку, он (а обычно это мужчина) представляется благосклонным, симпатизирующим собеседником, которому можно доверять. Он поощряет ребенка к обсуждению личных проблем, старается эмоционально привязать к себе. Это тот же тип стратегии, которым пользуются злоумышленники в обычном мире. Подростки, чувствующие отчуждение родителей, особенно уязвимы. Помните, что Интернет может представлять реальную угрозу встречи ребенка с людьми, имеющими сексуальные планы в отношении детей, или, например, желающими вовлечь ребёнка в азартные игры.

Как можно предотвратить негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми? Прежде всего, надо приучить ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений, предупредить его, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, вложенные файлы или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей. Убедить ребёнка лично не встречаться со своими знакомыми по Интернету. Убедитесь, что у ребёнка нет доступа к номеру кредитной карты или банковским данным. Научите ребенка использовать прозвища (ники) при общении через Интернет: анонимность – отличный способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка на веб-страницах или публичных форумах.

Регулярно проводите время в Интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в Интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны, а Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покинуть. Развивайте нормальные доверительные отношения со своими детьми. Опасаясь угрозы со стороны Всемирной Сети, конечно же, не стоит полностью исключать компьютер из жизни ребенка. Внимательно следите за тем, как ваши дети пользуются Интернетом, и научите их делать осознанный и грамотный выбор.

Дети тянутся к компьютеру, и это заметно всем родителям. Иногда полезно и поиграть вместе с ребёнком, не жалейте на это время. Игру "Рыбки" в жанре головоломки вполне можно использовать в качестве воспитательного средства. Она способна приучить детей к рациональному образу жизни и пунктуальности. Дело в том, что в "Рыбках" мы (и только мы) заботимся о развитии милых обитателей аквариумов, получая за это виртуальные деньги. Периодически к нам поступают заказы вырастить ту или иную рыбу. Что ж, делать нечего – нужно соглашаться.

Полученную особь непременно бросаем в аквариум, затем узнаем, какого рода обстановка ей нужна, и смешиваем в специальном автомате разные травы и камни. То, что получилось в результате, аккуратно погружаем в водную среду и идем за кормом – ведь без пищи физическое развитие невозможно. Все, на этом рутинные заботы исчерпаны – остается только вовремя продать взрослую рыбешку. Но чем дальше – тем больше задач. Внезапно появляются люди, которым нужны крабы, число просьб вырастить рыб нарастает с ужасающей скоростью, мы буквально разрываемся между аквариумами, пытаясь поспеть и там, и там. Чуть позже, в момент передышки, мы обнаруживаем, что резервуаров уже не хватает, и на заработанные деньги покупаем дополнительный. А потом еще и еще.

В итоге «Рыбки» заставляют серьезно задуматься: что же делать в первую очередь, по какому маршруту идти, стоит ли браться за заказ сейчас или лучше подождать. Такое времяпровождение не только увлекает, но и позволяет выявить в человеке талант бизнесмена. И пусть такой "тест" слишком условен – выяснить, способен ли ребенок в будущем вести свое дело, он позволяет.

В игре "Построй-ка", также в жанре головоломки, мы работаем исключительно на себя. Деньги нам предстоит вкладывать в недвижимость, которая сразу начинает приносить существенный доход. А если потратить немного финансов на улучшение ранчо или усадеб, прибыль от них станет еще больше. Разумеется, для постройки каждого дома нужны рабочие, а также дорогостоящие материалы: когда их не хватает, невозможно даже заложить фундамент. Сам процесс длится буквально 10с – сразу видно, персонал тут из ответственных компаний. И это отрадно, поскольку на выполнение каждого задания отводится строго ограниченное время. Не успели? Стыд и позор!

Цели же у нас, как правило, вполне приземленные: заработать энное количество денег, при этом владея к концу миссии определенными объектами. Лишние дома можно выставлять на продажу. Обычно звонки начинают поступать почти сразу, но, прежде чем поступит адекватное предложение, приходится неоднократно давать отказ. В этом смысле "Построй-ка" – весьма реалистичная игра. Крайне редко удается продать недвижимость за изначальную цену, разумеется, кроме тех случаев, когда совершенно очевидно, что в ближайшее время ее стоимость возрастет. А значит, мы не только получаем массу удовольствия от происходящего, но и учимся вести бизнес.

Для младших детей вышла очередная серия похождений Бабы-яги под оригинальным названием "Школа на курьих ножках". Культовый персонаж русских народных сказок, по версии автора стихов и текстов Леонида Яхнина, а также компаний ComMedia и "МедиаХауз", соответственно, разработавшей и издавшей программу, не пугает маленьких детей, а напротив, обучает их тому-сему. В "Школе на курьих ножках", в частности, – умению осуществлять анализ и находить правильное решение. Подразумевается, что малыш уже освоил азы чтения и ему теперь нужно научиться решать логические задачи. Именно таковыми являются упражнения, которые ребятам предстоит решить, собирая ключи от школы.

По сюжету заветную связку схватила и, не удержав, рассыпала там и сям ворона. Теперь, чтобы малыши все-таки попали в помещение с партами и доской, им предстоит выполнять множество упражнений. Некоторые из них заставят напрячься не только детей, но и их родителей. Мне лично никак не удавалось пройти задание, которое предлагает выполнить бобренку (а вместе с ним и ребятам) его мама. Нужно из множества предметов (по памяти!) отобрать мышкой те, которые назвала бобриха. С каждым заходом в хатку количество перетаскиваемых в корзине объектов увеличивается. Это отличная тренировка памяти получается.

Упражнение, в котором необходимо помочь слепому кроту идентифицировать картинки, попроще. Оно тренирует внимание и отчасти умение читать. Крот зачитывает стишок. Малыш должен определить, название какого животного подходит под его рифму и кликнуть мышкой по соответствующему слову.

Еще одно задание, в котором требуется от малышей не только внимание, но и хорошее знание азбуки, предлагает выполнить улитка. На игровом поле нужно находить сложенные из букв слова, которые подходят для задания, например названия домашних животных. По ним улитка будет пробираться к заветному ключику. Что касается перехода от одного упражнения к другому, то оно осуществляется с помощью карты. Задания, которые ребенок уже попробовал сыграть, подсвечиваются. При запуске игры надо зарегистрироваться, указав свое имя и выбрав уровень сложности – "Новичок" или "Мастер". В первом случае программа поможет ему справиться с задачами, делая небольшие подсказки.