Сайт о правильных сайтах







Основные понятия

Данные – это информация, представленная в форме, пригодной для ее передачи и обработки с помощью компьютера. Для того чтобы процессор компьютера "знал", что ему делать с данными, как их обрабатывать, он должен получить определенную команду (инструкцию). Например, «сложить два числа» или «заменить один символ на другой».

Обычно для решения какой-либо задачи процессору требуется не единичная команда, а их последовательность. Такая последовательность команд (инструкций) называется программой. Файл – это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т.д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более 8 букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt.

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем можно использовать русский алфавит, например: Единицы измерения информации.doc.


Тип файлаРасширения
Программы.exe, .com
Текстовые файлы.txt, .doc
Графические файлы .bmp, .gif, .jpg
Звуковые файлыwav, .mid
Видеофайлы .avi
Программы на языках программирования .bas, .pas

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой. Файловая система – это система хранения файлов и организации каталогов.

Каждый диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Если сравнить диск с книгой, то область хранения файлов соответствует тексту книги, а каталог – ее оглавлению. Причем книга состоит из страниц, а диск – из секторов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только названия отдельных рассказов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы хранятся в многоуровневой иерархической файловой системе, которая имеет «древовидную» структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением учебника, которое содержит иерархическую систему разделов, глав, параграфов и пунктов.

Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из них может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и т.д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы. Например, в корневом каталоге находятся два вложенных каталога 1-го уровня (Катало_1, Каталог_2) и один файл (Файл_1). В свою очередь, в каталоге 1-го уровня (Каталог_1) находятся два вложенных каталога второго уровня (Каталог_1.1 и Каталог_1.2) и один файл (Файл_1.1).

Вложенность папок

Рассмотрим иерархическую файловую систему на конкретном примере. Каждый диск имеет логическое имя (А:, В: – гибкие диски, С:, D:, Е: и т.д. – жесткие и лазерные диски). Пусть в корневом каталоге диска С:\ имеются два каталога 1-го уровня (GAMES, TEXT), а в каталоге GAMES – один каталог 2-го уровня (CHESS). При этом в каталоге TEXT имеется файл proba.txt, а в каталоге CHESS – файл chess.exe. В операционных системах с графическим интерфейсом иерархическая файловая система представляется в виде иерархической системы папок.

Пример папок, зарегистрированных в корне диска C

Как найти имеющиеся файлы (chess.exe, proba.txt) в данной иерархической файловой системе? Для этого необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель « \ » логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых содержится нужный файл. Пути к вышеперечисленным файлам можно записать следующим образом: C:\GAMES\CHESS C:\TEXT

Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла, например: C:\GAMES\CHESS\chess.exe В процессе работы на компьютере наиболее часто над файлами производятся следующие операции:

Логическое устройство винчестера

После того, как жесткий диск разделен на логические разделы(диски) и инициализирован, он может иметь следующую логическую структуру: В самом начале диска (в секторе 0/0/1) находится PT (Partition Table) – таблица разделов. PT – состоит из 4-х строк, описывающих 4-е возможных раздела диска. Описание каждого раздела диска содержит информацию о типе файловой системы, признаке того, что раздел является загрузочным, о первых и последних головках, дорожках, секторах раздела, количестве секторов смещения начала раздела от начала диска и об общем количестве секторов в разделе. Размер PT – 64 байта.

Далее располагается MBR (Master Boot Record) – главная загрузочная запись. MBR - находится в том же секторе что и PT. Данные в MBR представляют собой код процессора необходимый для дальнейшей загрузки операционной системы. Она зарезервирована для программы начальной загрузки BIOS (ROM Bootstrap routine), которая при загрузке с жесткого диска считывает и загружает в память первый физический сектор на активном разделе диска, называемый загрузочным сектором (Boot Sector). В последних двух байтах сектора MBR находится сигнатура 55AAh, которую можно использовать как маску при поиске PT и MBR.

На следующем треке в первом(ых) секторе(ах) (начиная с 0/1/1) расположена BA (Boot Area) – загрузочная область операционной системы и BR (Boot Record) – загрузочная запись OC. BR – содержит массу данных и служит для описания параметров файловой системы.

В широком смысле понятие "файловая система" включает:

Различие между файловыми системами заключается, в основном, в способах распределения пространства между файлами на диске и организации на диске служебных областей. Современные операционные системы стремятся обеспечить пользователя возможностью работать одновременно с несколькими файловыми системами. Основными для ОС Windows являются файловые системы FAT32 и NTFS. Кратко рассмотрим их устройство.

В отличие от диска, минимальным адресуемым блоком данных для файловой системы FAT служит кластер, объединяющий определенное количество секторов. Кластер – это несколько секторов, рассматриваемые операционной системой как одно целое. Переход к кластерам произошел потому, что размер таблицы FAT был ограничен, а размер диска менялся. В случае FAT16 для диска объемом 512 Мб кластер будет величиной 8 Кб, до 1 Гб – 16 Кб, до 2 Гб – 32 Кб и так далее. В BR нам интересны такие данные как размер кластера, размер и количество копий FAT. BR для раздела FAT16 размещается в одном секторе, в случае FAT32 Boot Record состоит из нескольких секторов.

Далее на этом же треке расположена 1-я копия FAT (File Allocation Table) – таблица размещения файлов. Сразу за ней - 2-я копия FAT. Она необходима для сохранения информации в случае порчи 1-ой копии FAT. Размер копии FAT (в секторах) определяется размером раздела диска. FAT – Состоит из 12, 16 или 32 битных элементов, описывающих номера кластеров или их признаки (BAD). Количество элементов соответствует количеству кластеров раздела диска. Из этих элементов образуются цепочки номеров кластеров, описывающих расположение файлов на диске. Для поиска файла на диске используется следующий алгоритм: В корневом каталоге находится ссылка на первый кластер, занимаемый файлом. В FAT ищем этот кластер и смотрим, что в нем записано. Варианты следующие: кластер свободен, зарезервировано, дефектный, конец цепочки или номер следующего кластера в файле. Файл считывается до тех пор, пока не встретится код конца цепочки.

После 2-й копии FAT расположены сектора ROOT (Root directory) – корневого каталога диска. Он содержит записи, описывающие файлы (дескрипторы файлов) в корневом каталоге. Такая запись описывает имя, тип, дату создания, размер, атрибуты файла, и т.п., а так же содержит указатель на первый кластер файла. Практически это тот самый список файлов и директорий, который вы видите, открывая диск в каком нибудь файловом менеджере. После Root Directory начинается собственно DA (Data Area) – область данных, где и хранятся вся ваша информация.

Каждый файл на томе NTFS представлен записью в специальном файле – главной файловой таблице MFT (Master File Table). NTFS резервирует первые 16 записей таблицы размером около 1 Мб для специальной информации. Первая запись таблицы описывает непосредственно саму главную файловую таблицу. За ней следует зеркальная запись MFT. Если первая запись MFT разрушена, NTFS считывает вторую запись, чтобы отыскать зеркальный файл MFT, первая запись которого идентична первой записи MFT. Местоположение сегментов данных MFT и зеркального файла MFT хранится в секторе начальной загрузки. Копия сектора начальной загрузки находится в логическом центре диска. Третья запись MFT содержит файл регистрации, применяемый для восстановления файлов. Семнадцатая и последующие записи главной файловой таблицы используются собственно файлами и каталогами на томе.

В журнале транзакций (log file) регистрируются все операции, влияющие на структуру тома, включая создание файла и любые команды, изменяющие структуру каталогов. Журнал транзакций применяется для восстановления тома NTFS после сбоя системы. Запись для корневого каталога содержит список файлов и каталогов, хранящихся в корневом каталоге.

Схема распределения пространства на томе хранится в файле битовой карты (bitmap file). Атрибут данных этого файла содержит битовую карту, каждый бит которой представляет один кластер тома и указывает, свободен ли данный кластер или занят некоторым файлом. В загрузочном файле (boot file) хранится код начального загрузчика Windows NT. NTFS также поддерживает файл плохих кластеров (bad cluster file) для регистрации поврежденных участков на томе и файл тома (volume file), содержащий имя тома, версию NTFS и бит, который устанавливается при повреждении тома. Наконец, имеется файл, содержащий таблицу определения атрибутов (attribute definition table), которая задает типы атрибутов, поддерживаемые на томе, и указывает можно ли их индексировать, восстанавливать операцией восстановления системы и т.д.

NTFS распределяет пространство кластерами и использует для их нумерации 64 разряда, что дает возможность иметь 264 кластеров, каждый размером до 64 Кбайт. Как и в FAT размер кластера может меняться, но необязательно возрастает пропорционально размеру диска.

Операционная система

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам. Ha IBM-совместимых персональных компьютерах, с момента их появления и до настоящего времени, в большинстве случаев используются операционные системы корпорации Microsoft: MS-DOS, Windows 3.1x, Windows 9x, Windows Me. На персональных компьютерах фирмы Apple используются различные версии операционной системы Mac OS. На рабочих станциях и серверах наибольшее распространение получили операционные системы UNIX и Linux.

Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе. В состав современных операционных систем обычно входит следующие основные модули:


Управление файловой системой. Процесс работы компьютера в определенном смысле сводится к обмену файлами между устройствами. В операционной системе имеются программные модули, управляющие файловой системой.

Командный процессор. В состав операционной системы входит специальная программа – командный процессор, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их. Пользователь может дать команду запуска программы выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), вывода документа на печать и т.д. Операционная система должна эту команду выполнить.

Драйверы устройств. К магистрали компьютера подключаются различные устройства (дисководы, монитор, клавиатура, мышь, принтер и др.). Каждое устройство выполняет определенную функцию (ввод информации, хранение информации, вывод информации), при этом техническая реализация устройств существенно различается. В состав операционной системы входят драйверы устройств, специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами. Каждому устройству соответствует свой драйвер.

Графический интерфейс. Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности, в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды с помощью мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.

Сервисные программы. В состав операционной системы входят также сервисные программы или утилиты. Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и т.д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т.д.), работать в компьютерных сетях.

Справочная система. Для удобства пользователя в состав операционной системы обычно входит также справочная система. Справочная система позволяет оперативно получить необходимую информацию о функционировании как операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей. Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы операционной системы необходимо загрузить в оперативную память. Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.

После включения компьютера производится загрузка операционной системы с системного диска в оперативную память, которая должна выполняться в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

Самотестирование компьютера. В состав компьютера входит энергонезависимое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы, так называемый BIOS (Basic Input/Output System – базовая система ввода/вывода).

После включения питания компьютера или нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера или одновременного нажатия комбинации клавиш Ctrl+Alt+Del на клавиатуре процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST (Power-ON Self Test) . Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера.

В процессе тестирования сначала могут выдаваться диагностические сообщения в виде различных последовательностей коротких и длинных звуковых сигналов (например, 1 длинный и 3 коротких – не подключен монитор, 5 коротких – ошибка процессора и т.д.). После успешной инициализации видеокарты краткие диагностические сообщения выводятся на экран монитора.

Для установки правильной даты и времени, а также внесения изменений в конфигурацию аппаратных средств компьютера, в процессе выполнения самотестирования необходимо нажать клавишу Del. Загрузится системная утилита BIOS Setup, имеющая интерфейс в виде системы иерархических меню. Пользователь может установить новые параметры конфигурации компьютера и запомнить их в специальной микросхеме памяти, которая при выключенном компьютере питается от батарейки, установленной на системной плате.

В случае выхода из строя батарейки конфигурационные параметры теряются и компьютер перестает нормально загружаться. После проведения самотестирования специальная программа, содержащаяся в BIOS, начинает поиск загрузчика операционной системы. Происходит поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам (гибким, жестким, CD-ROM) и поиск на определенном месте (в первом, так называемом загрузочном секторе диска) наличия специальной программы Master Boot (программа-загрузчик операционной системы) .

Работа ОС

Если диск системный и программа-загрузчик оказывается на месте, то она загружается в оперативную память и ей передается управление работой компьютера. Программа ищет файлы операционной системы на системном диске и загружает их в оперативную память в качестве программных модулей. Если системные диски в компьютере отсутствуют, на экране монитора появляется сообщение Non system disk, и компьютер "зависает", т.е. загрузка операционной системы прекращается и компьютер остается неработоспособным.

После окончания загрузки операционной системы управление передается командному процессору. В случае использования интерфейса командной строки на экране появляется приглашение системы к вводу команд. Приглашение представляет собой последовательность символов, сообщающих о текущем диске и каталоге. Например, если загрузка операционной системы была произведена с диска С:, а операционная система была установлена в каталог WINDOWS, то появится приглашение: C:\WINDOWS>

Прикладное программное обеспечение можно разделить на две группы программ: системы программирования и приложения.

Системы программирования являются инструментами для программистов-профессионалов и позволяют разрабатывать программы на различных языках программирования (Basic, Pascal, С и др.). Однако в настоящее время появились системы визуального программирования (Visual Basic, Delphi и др.), которые позволяют даже начинающему пользователю компьютера создавать несложные программы.

Приложение – это программа, которая функционирует под управлением определенной операционной системы. Так, текстовый редактор Word является приложением операционной системы Windows, текстовый редактор Edit – приложением операционной системы MS-DOS. Приложения позволяют пользователю обрабатывать текстовую, графическую, числовую, аудио- и видеоинформацию, а также работать в компьютерных сетях, не владея программированием.

Практически каждый пользователь компьютера нуждается в приложениях общего назначения, к числу которых относятся: текстовые редакторы и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, а также приложения для создания мультимедиа-презентаций. Наиболее распространенным в настоящее время пакетом приложений общего назначения является Microsoft Office.

В связи со стремительным развитием глобальных и локальных компьютерных сетей все большее значение приобретают различные коммуникационные программы. В последнее время разработчики операционных систем, и в частности, разработчики Windows, включают коммуникационные программы непосредственно в состав операционной системы.

В отдельную группу в связи с широким распространением компьютерных вирусов можно отнести антивирусные программы. Для профессиональной деятельности в различных сферах квалифицированными пользователями компьютера используются приложения специального назначения. К ним относятся системы компьютерной графики, системы автоматизированного проектирования, бухгалтерские программы, компьютерные словари, системы автоматического перевода и др.

Все большую популярность приобретают обучающие программы для самообразования или использования в учебном процессе. Прежде всего, это программы обучения иностранным языкам, программы-репетиторы, тесты по различным предметам и т.д. Большую пользу приносят различные мультимедиа-приложения (энциклопедии, справочники и т.д.) на лазерных дисках, которые содержат огромный объем информации и средства быстрого ее поиска. Достаточно большое число пользователей начинают знакомство с компьютером с компьютерных игр, которые бывают самых различных типов: логические, стратегические, спортивные и т.д.

Утилиты и настройки ОС

Для того, чтобы не возникало проблем при работе системы и для обеспечения сохранности данных, необходимо проводить различные профилактические и диагностические мероприятия.

Очистка диска. При регулярной работе на компьютере иногда накапливается некоторый пользовательский и системный "мусор", который полезно переодически расчищать и ликвидировать. Для этого существует много различных программ, а в Windows существует утилита – Очистка диска. Мусор можно вычищать и вручную. Он обычно хранится в папках с названием Temp и такие файлы имеют расширения tmp.

Проверка диска. Фаловая система, с которой работает ОС хороша только когда работает без сбоев. Если каким-то образом соответствие между тем, что записано в файловой таблице, и тем, что на самом деле находится на диске, нарушено, последствия могут быть непредсказуемы. Это может возникнуть вследствие сбоев ОС, ПО. В частности, велика вероятность возникновения ошибок при некорректном завершении работы компьютера, при зависании системы и т.д. Обнаружить возникшие проблемы и предотватить неприятности поможет стандартная программа DOS и Windows Проверка диска или ScanDisk.

Дефрагментация диска. Как известно, с точки зрения быстродействия винчестер одно из самых слабых мест системы. К счастью, помогает тот факт, что информацию, которая расположена "подряд", считать можно намного быстрее. Что значит "подряд"? Каждый файл на диске занимает определенное пространство. Это пространство разбито на блоки – кластеры. Каждый кластер принадлежит определенному файлу. Хорошо, если кластеры одного файла идут подряд, но так бывает не всегда.

Файлы на диске постоянно создаются и уничтожаются. Операционная система не всегда может выделить файлу место таким образом, чтобы его кластеры шли друг за другом. То есть файл может занимать несколько кластеров, разбросанных по разным местам диска. В этом случае говорят, что файл фрагментирован. Хотя файл от этого и не портится, но скорость чтения и записи замедляется заметно. Если на диске образуется много таких файлов, то скорость работы системы заметно падает. Для решения этой проблемы помогает программа DOS и Windows Дефрагментация диска или Defrag.

Архивация данных. Необходима для создания копий наиболее важных данных, хранящихся на винчестере, для того, чтобы не произошло их потери в случае сбоев системы или отказа работы винчестера. Для этой цели лучше использовать какие-то внешние носители информации – дискеты, компакт-диски, магнитные ленты, другие винчестеры и т.д. Для создания резервных копий данных в DOS и Windows существует программа "Архивация данных" или Backup.

Настройка оборудования

Все аппаратные средства компьютера настраиваются в Windows с помощью специальных программ, собранных в одной специальной папке – Панель управления. Большинство устройств(клавиатура, мышь, экран, принтеры и др.) имеют отдельные программы в Панели управления и чтобы получить доступ к настройкам необходимо щелкнуть на соответствующем значке. Доступ же ко всем устройствам компьютера открывается с помощью значка Система.

За программную установку устройств отвечает та же Панель управления. Если ОС что-то знает об устройстве (если устройство поддерживает режим Plug and Play, то Windows автоматически его настроит при первом запуске), а если ОС не удалось обнаружить устройство, то необходимо воспользоваться значком Установка оборудования. При запуске этого приложения запускается Мастер установки оборудования, который поможет провести полную проверку по поиску новых устройств ПК.

Если мастеру не удалось обнаружить устройство, то необходимо продолжить работу в программе Установка оборудования и вручную указать системе (выбрать из списка) тип устанавливаемого устройства и конкретную модель устройства. Если ничего похожего на устанавливаемое устройство нет, тогда необходимо нажать кнопку Установить с диска... . Затем указать Windows, где находится драйвер устройства.

Иногда установленные Windows устройства начинают конфликтовать друг с другом или просто были неправильно установлены системой. Тогда необходимо открыть Систему и на вкладке Устройства обнаружить неправильно установленные устройства (они отмечены восклицательным знаком на желтом фоне). Для исправления ошибок необходимо посмотреть, что сообщается в свойствах устройства и, скорее всего, необходимо удалить данное устройство. После этого установку придется повторить, изменяя какие-то параметры.

Языки программирования

Языки программирования реализуют несколько важных идей. Они представляют операторы в более понятном для пользователей виде, что существенно упрощает процесс программирования. Нам, для того чтобы разделить одно число на другое, достаточно нескольких символов, но компьютеру для этого требуется выполнить десятки операций.

Кроме того, языки программирования позволяют присвоить осмысленные имена таким объектам, как переменные и константы, благодаря чему программы значительно проще создавать, они становятся понятнее и их легче отлаживать. На самом нижнем уровне нули и единицы машинного кода вообще нельзя назвать языком. Самым первым настоящим языком программирования был ассемблер, и для каждого типа компьютера он был свой.

Ассемблер использовал аббревиатуры для общих операций, таких как ADD, MOV, JMP, после которых следовали адреса одного или нескольких параметров. Понятные имена пришли на смену числовым адресам, и с итоговой программой работать стало намного проще. Ассемблер называют низкоуровневым языком, поскольку он предоставляет полный доступ к базовым командам компьютера. Он по-прежнему используется в некоторых утилитах в тех случаях, когда позволяет породить более эффективный код, чем другие языки.

Таким образом, внешне являясь полиглотом, компьютер понимает только один язык — язык машинных команд. Конечно, для общения и работы с компьютером, необязательно знать этот язык, но практически любой профессиональный программист рано или поздно сталкивается с необходимостью его изучения.

Но как добиться того, чтобы программа работала на двух различных компьютерах? Приходится перепрограммировать ее в соответствии с набором команд второй машины. В этом случае используются языки более высокого уровня, способные адаптироваться к различным компьютерам за счет использования другой программы, называемой компилятором. Компилятор преобразует приложение в машинный код и хранит его как файл. Для достижения той же цели может применяться интерпретатор, который "на лету" выполняет ту же работу, что и компилятор, и запускает программу, не сохраняя полученный машинный код. Компилятор и интерпретатор создавались отдельно для каждого типа компьютера, но все же писать их приходилось только один раз, после чего можно было использовать для обработки многих программ, написанных на языке высокого уровня.

Существует несколько тысяч языков программирования, но лишь немногие из них используются широко. Языки создавались с различными целями:

Кроме того, языки могут описываться как процедурные (выполняемые в определенном порядке в зависимости от данных), определяемые событиями (они начинают работать только в случае возникновения некоторого события) или циклические (повторное выполнение фиксированного цикла операций).

Многие языки программирования стали достоянием истории (Algol). Другие связываются с конкретными областями деятельности: бизнес (Cobol, RPG), информатика и искусственный интеллект (Lisp, Prolog), обучение программированию (Basic, Pascal), системное программное обеспечение (Си, C++), Web (HTML, Perl, Tcl) и публикации (SGML, PostScript).

Некоторые языки были созданы в расчете на то, что они будут интерпретироваться не компьютером, а другим приложением. Их называют языками описания сценариев (Visual Basic Script, JavaScript) или макроязыками (Rexx, HyperTalk). Программы не обязательно пишутся только на каком-то одном языке. Большинство крупных программ содержат утилиты, библиотеки, функции и другие виды программных сегментов, при разработке которых применялись разные языки. Фактически совершенно не важно, на каком именно языке они были изначально написаны.

Наконец, Web породила абсолютно новый спектр языков программирования. HTML и Java – это универсальные языки Web. Tcl – базовый язык для узла www.computerworld.com. Java был разработан для Internet, а Microsoft анонсировала свой новейший язык C#.


Антология языков программирования
Название Год создания Основная область применения Комментарии
ADA 1980-83 Общие приложения Используется МО США
Algol 1958 Наука  
APL 60-е Наука Использует криптосимволы, матричные операции
Basic 1963 Образование Первый продукт Microsoft: интерпретатор Basic
C 1972 Системы Оригинальный язык Unix с низкоуровневым доступом, высокоуровневые операторы
C++ 1982 Системы Основные системы, язык программирования для разработки приложений
Cobol 1960 Бизнес-
приложения
Излишне многословен
Eiffel 1990 Общие приложения  
Forth 1969 Общие приложения Язык, ориентированный на работу со стеками и много-потоковую обработку
Fortran 1954 Наука  
HyperTalk 1986 Сбор информации Широко использовался на Apple II
Java 1994 Web  
JavaScript 1994 Web  
Lisp 1956 Информатика, искусственный интеллект (В операторах (используется много) скобок)
Logo 1967 Образование  
Pascal 1968 Образование  
Perl 1986 Web Мощный язык описания сценариев для текстовых документов
PL/I 1964 Общие приложения  
PostScript 1982 Подготовка документов Язык, ориентированный на работу со стеками и много-потоковую обработку
Prolog 1979 Информатика, искусственный интеллект  
RPG 1965 Бизнес-
отчеты
Циклический генератор отчетов
Smalltalk 1972 Информатика, искусственный интеллект Первый объектно-
ориентированный язык
Snobol 1962 Текстовый анализ Язык, оптимизированный для обработки строк
Tcl 1990 Web  
TeX 1978 Подготовка документов  
VisualBasic 1990 Общие приложения  
VisualBasic Script 1995 Макросы  





Обновить страницу